Бедный японский молодой человек. Для него шок следует за шоком. Неудивительно, что он нервничает.
Ежемесячный журнал Nikkei Woman за ноябрь перечисляет то, с чем пришлось столкнуться за последние 20 лет японским мужчинам, для которых карьера на первом месте. В 1990 году крах японской экономики «мыльного пузыря» стал началом конца перспективных карьерных возможностей. 1993 год показал «ледниковый период найма новых сотрудников» – компании в условиях рецессии заморозили наем новых сотрудников, обрекая слишком большое число выпускников на неполную занятость в качестве «фритеров». Одним из проблесков света на ближайшие несколько лет стала венчурная компания Livedoor, возглавляемая ярким известным предпринимателем Такафуми Хориэ, ака Хориэмон, символом отчаянного риска и представления о рисковом предпринимательстве. Но это пламя надежд было погашено в 2006 году в связи с его арестом по обвинению в мошенничестве. Затем в 2008 году после так называемого «шока Лемана» наступил мировой финансовый кризис. И японская экономика стала ни жива, ни мертва.
Настолько ли удивительно, что в этих условиях большое количество японских юношей представляет собой апатичных, вялых, нервных и беспокойных молодых людей? Вот как журнал Nikkei Woman характеризует их, основываясь на данных своего опроса, в ходе которого было опрошено 300 молодых людей. Вопросы в основном касались их отношения и ожиданий в работе и любви.
Из опроса получился следующий портрет.
Вопрос: «Что Ваша работа значит для Вас?»
«Просто получение средств к существованию», – пожав плечами, ответило не менее 67% опрошенных. Только 8,3% видят свою работу как средство достижения своих целей и желаний. И всего лишь 5,7% сказали, что работа – это образ жизни.
Вопрос: «Уверены ли Вы в своей работе?»
«Да» сказали 34% респондентов, «Нет» – 32%, 34% опрошенных затруднились ответить. По крайней мере, уверенность в работе выше, чем уверенность в любви, которую выказали 13,3%, отрицательно ответили 57%.
«Молодые люди от 20 до 30 лет из того поколения, которое выросло под лозунгом уважения к индивидуальности», – объясняет маркетинговый обозреватель Мэгуми Усикубо. «У них мало собственного опыта побед над жизненными трудностями. Следовательно, они не знают свой собственный потенциал, вот почему они неуверенны в себе».
В 2006 году даже был придуман термин «сосёку данси» (травоядные мужчины, в отличие плотоядных хищников-мужчин ранних поколений), который получил широкое распространение, чтобы описать робких, эмоционально вялых молодых субъектов, которые сейчас должны находиться в самом расцвете сил. В этом трудно винить их. Как отмечает консультант Такао Маэкава, когда зарплату не повышают, а работа (если она есть) нестабильная, то «этого достаточно, чтобы убить любой энтузиазм к работе».
Травоядные пассивны, и это проявляется в плане ухаживаний за девушками. «Молодые люди не имеют той уверенности, которая была характерна для их отцов, что они смогут содержать семью», – говорит Усикубо. «И это вырубает на корню романтические порывы современных мужчин».
Подливает масло в огонь и то, что женщины, в прошлом наделенные гораздо меньшими правами, чем мужчины, адаптируются лучше мужчин в современном японском обществе. «Видя, как женщины становятся сильнее их самих, мужчины еще больше теряют уверенность в себе», – отмечает Маэкава.
Nikkei Woman советует женщинам, которые сталкиваются с вялыми партнерами, применять к ним элементы детской психологии, то есть хвалить, подбадривать их и относиться к ним с пониманием. В течение большей части послевоенного периода только мужчины считались кормильцами семьи в системе, которая работала. Сейчас эта система больше не работает. А чтобы приспособиться к меняющимся условиям потребуется время.
|