VipJapan.ru - статьи о стране восходящего солнца

Японцы гордо именуют свою страну "Нихон", а иностранцы завистливо говорят "Страна Восходящего Солнца"

Форма входа

Категории раздела

Культура и Традиции [4]
Статьи о традициях и культуре Японии
История [1]
Статьи по истории Японии
Экономика и Бизнес [10]
Статьи по экономике и о бизнесе в Японии
Политика [1]
Статьи о политике
Литература [1]
Статьи по литературе Японии
Общество [6]
Статьи на социальную тематику
Государство [0]
Государство Япония
Туризм, путешествия, еда [12]
Обзоры достопримечательностей, места отдыха, блюда японской кухни
Префектуры [29]
Префектуры Японии

Статьи о Японии

Главная » Статьи » История

История японских фамилий

Если говорить о современных японских фамилиях, то самым интересным фактом будет их число. Нельзя назвать их точное количество, но большинство специалистов сходится во мнении, что число японских фамилий более ста тысяч.

 

Конечно, это не удивит американца, так как в США, чьё смешение культур и представителей народов со всего земного шара вылилось в разнообразие этнических групп, около миллиона фамилий. Не удивит сей факт и финна, потому что на пятимиллионное население Финляндии приходятся десятки тысяч фамилий, – это самое высокое соотношение количества фамилий к численности населения.

 

Сравним Японию с её соседями: Китаем и Кореей.

 

Китайские фамилии появились около трех тысяч лет назад и считаются самыми древними в мире, в то время как в Европе понятие фамилии было неизвестно вплоть до XI века.

 

Несмотря на раннее появление китайских фамилий, при современной численности населения в 1,2 млрд. человек, Китай располагает несколькими тысячами фамилий, а Корея – и того меньше. В Южной Корее всего лишь около двухсот фамилий, самыми распространенными из которых являются такие, как Ким, Ли, Пак, Цой и Цзю, – эти пять фамилий составляют 55% от общей численности населения.

 

Япония ломает такую «азиатскую» модель. Здесь одна фамилия приходится примерно на одну тысячу человек.

 

Есть и еще один примечательный факт. Если говорить о фамилиях великих исторических деятелей, главных творцов японской истории вплоть до реставрации Мэйдзи в 1868 году, таких как Фудзивара, Минамото, Тайра, Ходзё, Асикага, Тоётоми, Токугава, то насколько широко они распространены сейчас? Только одна – Фудзивара, занимает 47 позицию в списке ста самых распространенных современных японских фамилий. Остальные же довольно редко встретишь среди нынешних японцев. 13 февраля 1875 года правительство Мэйдзи приняло закон, предписывающий всем японцам зарегистрировать фамилии.

 

Это был своего рода революционный шаг. Этот закон заменил собой указ Тоётоми Хидэёси 1587 года, запрещавший всем (т.е. 90% населения страны) кроме самурайского сословия носить два меча, другими словами это фактически был запрет носить и фамилию.

 

Режим сёгуната Токугава (1603-1867гг.) устанавливал некоторые послабления, поэтому большинству крестьян, ремесленников и торговцев тем или иным образом, хотя не всегда легко, удалось получить неофициальные фамилии исключительно для местного использования. Получился грубый эквивалент приобретения индивидуальности, кроме того, в экономическом и социальном аспекте эти фамилии играли следующую роль: как правило, «безфамильных» исключали из деревенских собраний и не допускали к религиозным церемониям.

 

До указа Тоётоми Хидэёси 1587 года деление на сословия не было жестким, поэтому многие крестьяне могли вполне законно заявить о своем самурайском происхождении. Другие заявляли об этом незаконно, так как фальсификации родословных были широко распространены в неспокойные времена феодальных междоусобиц XV-XVI вв.

 

Многие храмы, в частности храм Тодзи в Киото, жаловались на то, что слишком много крестьян присваивали себе фамилии без должного разрешения, но у них не было полномочий, чтобы изменить ситуацию.

 

По иронии судьбы эхо тех времен звучит сейчас, когда японские женщины при поддержке комитета ООН по борьбе с дискриминацией женщин развернули кампанию за право сохранять девичьи фамилии после замужества.

 

К началу XIX века разорившиеся даймё уже продавали фамилии простолюдинам, некоторые из которых научились зарабатывать деньги настолько искусно, что стали богаче своих сюзеренов.

 

Историки приводят факт, когда в 1829 году в деревне Симано (нынешнее название Итихара, префектура Тиба) деревенский староста заплатил 50 золотых рё и получил разрешение на фамилию и ношение мечей.

 

Но всё ещё простолюдину с фамилией приходилось быть осмотрительным. Вносить фамилию в официальные бумаги или щеголять ей за пределами своей родной местности запрещалось и могло рассматриваться как серьезное преступление.

 

Потом наступил 1875 год, и новый закон не только дал право, но и предписал низшим сословиям принять фамилии и официально их признать!

 

Эта мера кажется либеральной и прогрессивной, но среди населения недоверие преобладало над энтузиазмом.

 

Народ понимал, что государство главным образом было заинтересовано не в поднятии их статуса, а в максимально эффективном контроле над воинской повинностью, сбором налогов и образованием, так как всеобщая воинская повинность и обязательное образование были ключевыми моментами реформ Мэйдзи. Что касается налогового бремени, то оно всегда было тяжелым, и если до этого момента от налогов можно было уклоняться до определенной степени, то новая система косэки (система посемейной регистрации, которая дожила до наших дней) оставила для этого гораздо меньше возможностей.

 

Поэтому народ не сразу начал соблюдать закон, который на первый взгляд даровал привилегии. Возможно, реакция японцев была схожей с сильным беспокойством из-за того, что они понимали, что находятся под всевидящим оком государства.

 

Сопротивление было бесполезно. Такие формальные основы жизни как, например, брак, были невозможны без зарегистрированной фамилии. Таким образом, возникает вопрос: какую же фамилию должен был регистрировать человек?

 

Очевидным выбором было зарегистрировать фамилию, которая использовалась до того времени и считалась неофициальной. Многие как раз, так и сделали, но смутные опасения и страхи прошлого, когда существовало табу на получение официальной фамилии, на которую человек не имел юридического права, привели многих японцев к единственно доступному институту духовной власти и его представителям, которые могли развеять эти страхи, – к деревенским священнослужителям.

 

В результате многие из сегодняшних более ста тысяч фамилий были из-за наплыва народа наспех состряпаны около 130 лет назад служителями храмов по всей стране. Самые распространенные фамилии в Японии сегодня это Сато, Судзуки, Такахаси, Танака и Ватанабэ. Среди них только фамилия Танака имеет древние корни.

 

Фамилия Танака прекрасна в своей простоте. Составляющие ее иероглифы – та (рисовое поле) и нака (в, внутри). По этим иероглифам нетрудно догадаться о значении фамилии. Рис и рисоводство всегда были основой традиционной японской экономики, поэтому сочетание «в рисовом поле» стало естественным и необидным для крестьян раннего периода Мэйдзи, которые были сбиты с толку необходимостью выбора фамилии.

 

Множество похожих фамилий красуются в японских телефонных справочниках, уходя корнями в подобные попытки лихорадочного подбора фамилии, навязанного властями, причем для персонализации в стране с однородными традициями разнообразие видов деятельности было достаточно скудным.

 

Например, уже упоминавшееся и близкое японским крестьянам «рисовое поле» расплодилось во множестве фамилий. Если поле было широким, крестьянин мог назвать себя Хирота (широкое поле); если поле находилось высоко, к примеру, на холме, то получалась фамилия Такада (высокое поле); если поле находилось около синтоистского или буддийского храма, то земледельцы брали фамилии Мията или Тэрада соответственно. И примерам этим несть числа.

 

Можно было взять за основу фамилии и какую-нибудь отличительную черту местного ландшафта, например, сава (болото или горный ручей), кава (река), яма (гора), но или хара (суходольное поле), мацу (сосна), суги (кедр), кури (каштан). Если болото или ручей были небольшого размера, то фамилия звучала как Одзава, если большим, то О:дзава (О: - означает долготу гласного звука). Сочетание ручья и поля дает фамилию Нодзава, ручья и сосны – Мацудзава, и т.д.

 

Легко представить, как этот процесс становился весьма интересным и забавным, когда японцы (не без влияния синтоизма) проникались «духом» предметов и явлений природы. Японские земледельцы давали имена своим полям, объединяя в названии иероглифы с благоприятным и положительным значением, так как согласно синтоистским верованиям считалось, что хорошее имя умилостивит духов и будет способствовать хорошему урожаю.

 

Например, исследователи обнаружили в одном из исторических документов в поместье Кумикадзэ такие названия полей, как Юкиёси («хорошо идти»), Томокити («всеобщая удача»), Масаёси («действительно хорошо»).

 

Ваш дом находится на северной окраине поля? Тогда почему бы не взять фамилию Китано? На западной окраине? Нисино. Есть родник или другой подземный источник? Тогда Вы Иноуэ (дословно «над источником»).

 

Ямагиси (гористое побережье), Нагаи (длинный ручей), Танигути (вход в долину)… сочетания бесконечны. Если бы подобное произошло в Корее или Китае, их тоже бы захлестнула волна множества фамилий.

 

По общим подсчетам 89,5% японских фамилий происходят или связаны с названиями местностей – деревень, селений, старых провинций (до периода Мэйдзи в Японии было 66 провинций), современных префектур (согласно современному административно-территориальному делению сейчас в Японии 47 префектур). По данным исследователя Мориока пять самых распространенных омонимов префектур среди японских фамилий – это Ямагути (14 место в общем списке), Исикава (27), Миядзаки (67), Тиба (87) и Фукусима (133).

 

Происхождение японских фамилий связано и с родом деятельности, многие берут свое начало в древних кланах, которые более или менее независимо управляли своими территориями вплоть до реформ Тайка в VII веке.

 

Самые влиятельные кланы, те, которые заявляли своё божественное происхождение, именовали себя в честь той местности, которой они правили. Кланы с менее знатными предками брали фамилии, говорящие об их роде деятельности. Хаттори были ткачами, Акадзомэ – красильщиками, Кадзи – кузнецами, Инукаи (кстати, премьер-министр с идентичной фамилией был убит в 1932г.) – собаководами.

 

Также вызывает особый интерес фамилия Ватарибэ. Ватари означает «пересечение, пересекать», бэ – «гильдия». Ватарибэ управляли паромными переправами по всей Японии в те времена, когда еще не было мостов. Сегодня их потомки и тезки известны по производной от этой фамилии – Ватанабэ.

 

В одной деревне священнослужитель читал биографию Тоётоми Хидэёси «Тайко Ки», когда к нему пришли местные жители, искавшие фамилии. Естественно, что он дал им фамилии героев из «Тайко Ки»: Хасиба, Киносита, Като, Катагири, Сибата, Сакума, Ода, Мацусита и Хатисука. В чем же тогда смысл фамилии, если она не идентифицирует вас среди людей? Корейские Кимы, Ли и Паки должны удивиться, но японские Сато, Судзуки и Такахаси вероятно нет.

 

Сато – самая распространенная фамилия в Японии, но даже при этом из 125 миллионного населения только 2 миллиона человек отзовутся на неё, как и 1,8 миллиона на фамилию Судзуки. Даже в префектурах Акита и Ямагата, где сконцентрировано больше всего людей с этой фамилией, Сато составляют всего лишь 7% населения. Это высокий показатель, но недостаточно высокий, чтобы подавить человеческую индивидуальность.

 

Иероглиф «то» можно назвать значительным, так как он связан с кланом Фудзивара. Этот иероглиф помимо чтения «то» еще читается как «фудзи». Клан Фудзивара, хотя и не совсем официально, но вполне реально правил Японией в период Хэйан (794-1185). Три из десяти самых распространенных японских фамилий (Сато, Ито и Като), и десять из ста, заканчиваются на «то» или его озвончение, «до». Фамилия Фудзивара играет большую роль в истории японских фамилий. В своё время это была очень распространенная фамилия, и можно проследить ее прямое или косвенно влияние на образование других фамилий, которые можно назвать производными от нее.

 

Мориока отмечает, что одна из ветвей Фудзивара в середине периода Хэйан наследовала должность судей, которую можно перевести как «Судья Левого Гарда». «Левый» пишется иероглифом со звучанием «са», поэтому «са» плюс «то» (из фамилии Фудзивара) равняется Сато.

 

С течением веков первые представители Сато добились в качестве самураев высокого, но не высшего ранга. Их статус был относительно невысок, что позволяло им даровать свою фамилию своим вассалам. Как правило, крупные даймё воздерживались от такого шага – чем выше и знатнее была фамилия, тем жестче были требования и запреты к ее обладателям. Вот почему в современной Японии так много носителей фамилии Сато, и так мало обладателей фамилий Токугава, Тоётоми и Асикага.

 

Предками Судзуки было семейство синтоистских священников в Кумано (современные префектуры Миэ и Вакаяма). Есть мифологическая версия происхождения этой фамилии: три брата столкнулись с божеством на драконе. Первый сделал подношение в виде деревьев каркас (по-японски эноки) и получил имя Эномото, «мото» означает «источник». Второй брат предложил круглые рисовые лепешки – моти и был назван Маруко, «круглый ребенок». Третий же брат преподнес рисовые колосья и был назван Судзуки, что на диалекте Кумано означает «рисовый колос».

 

Потомки Судзуки стали священнослужителями в храмах Кумано, а также воинами. Из Кумано эта фамилия распространилась на восток Японии. Поэтому сегодня фамилия Судзуки самая распространенная в восьми восточных префектурах, ее сравнительно редко встретишь в западной Японии, за исключением префектуры Вакаяма.

 

Фамилия Такахаси – самая популярная среди тех, что произошли от названий местности, причем эта фамилия происходит не от названия какой-то одной местности, а от различных мест.
 
Такахаси значит «высокий мост». В древней Японии мост можно было встретить достаточно редко, большинство рек люди пересекали на паромных переправах, поэтому наличие моста давало прекрасный шанс получить фамилию местной элите.
Категория: История | Добавил: vladgon (27.10.2009)
Просмотров: 3616 | Теги: японские фамилии, мэйдзи, тоётоми хидэёси, История, токугава, сословия, косэки, крестьяне, япония, самураи | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Русская версия сайта о Японии  English version website about Japan

Поиск

Прослушать аудио статью "Административно-территориальное деление Японии. Система тодо:фукэн"

Друзья сайта

  • Музыка, песни, стихи
  • Rambler's Top100