Если я спрошу Вас: «А знаете ли Вы, что такое макиэ, радэн, сумико, тамэнури, цуикин, тамэ скаси, яко-нури, роиросиагэ или нэгоро-нури?» Не знаете? Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам о традиционном японском искусстве нанесения лака, или попросту лакировки. В качестве наглядного примера мы возьмем такой классический и в тоже время отлично отражающий специфику японской лакировки предмет, как японская перьевая ручка NAKAYA.
Итак, все перечисленные выше японские термины означают не что иное, как названия методов нанесения лака и рисунка на корпус ручки. Попробуем разобраться в них более подробно.
Макиэ – пожалуй, одна из самых древних и сложных, но в тоже время очень красивых техник лакировки. Смысл этой техники состоит в том, что рисунок, который покрыт лаком, сверху посыпают специальным металлическим порошком, как правило, золотого или серебряного цвета. При этом частицы порошка наклеиваются исключительно на покрытый лаком рисунок. Отметим, что эта техника является основной при изготовлении японских перьевых ручек NAKAYA.
Радэн – это техника инкрустации, использующаяся для декоративной отделки лакированных изделий, в том числе и перьевых ручек. Основной компонент, применяемый в этой технике, – аогай (перламутровые раковины), частички которых наклеивают на корпус ручки с помощью лака.
Сумико – так японцы называют специальный черный порошок, который получают из древесного угля. Когда сумико наносят на поверхность ручки, получается безукоризненно черный цвет, который предоставляет мастеру множество вариантов для творчества с одной стороны, но и ограничивает его в выборе цвета с другой.
Тамэнури – основа данной техники – послойное окрашивание и лакировка. Обычно самый нижний слой окрашивают в красный цвет, после чего на него наносят полупрозрачный лак. Поэтому корпус такой перьевой ручки будет смотреться очень красиво и эффектно из-за того, что нижний слой краски будет просвечиваться через верхний.
 
Цуикин – эта техника декоративной лакировки была изобретена в XVIII веке на островах Рюкю (ныне префектура Окинава). Цуикин произошла от еще более старинной техники цуисю, в которой лак размягчали с помощью жира, а затем слоями различных цветов накладывали на поверхность изделия. Потом, для того чтобы создать необходимый и узор и подчеркнуть цветовое оформление, нужные места вырезали. Отличием техники Цуикин, использующейся при изготовлении японских перьевых ручек NAKAYA, можно назвать то, что на поверхность ручки накладывают уже готовые, вырезанные фигуры и узоры, получаемые из раскатанной густой лаковой массы различных цветовых оттенков: киноварь, желтый, зеленый, красный, черный и т.д.
Тамэ скаси – довольно-таки любопытная техника окраски и лакировки ручки. Отличительной чертой этой техники называют то, что цвет ручки с течением времени меняется: сначала рисунок тусклый, но постепенно он становится всё ярче. Обычно окончательно подлинный цвет ручка получает по прошествии двух лет после изготовления. Эффект переливания и движения рисунка достигается способом многослойной лакировки с применением прозрачного лака.
Яко-нури – особенностью этой техники является нанесение рисунка на корпус ручки черным лаком. Так как лак наносится в несколько слоев, то рисунок получается выпуклым, выступающим. Эту технику нередко используют совместно с уже упомянутой макиэ и называют яко макиэ. Зачастую нижний слой (фон) под яко макиэ делают по технике тамэнури. Ручки, изготовленные с применением всех этих техник, поначалу имеют темный цвет, но в течение нескольких месяцев фон становится ярче, а рисунок, нанесенный черным лаком, очень хорошо заметным.
Роиро сиаге – это техника обработки лакированной поверхности для получения глянца. Обычно поверхность ручки грунтуют традиционным японским лаком и шлифуют до блеска, время от времени покрывая очищенным древесным лаком. Эта техника непосредственно используется при нанесении рисунков макиэ.
Нэгоро-нури – вид лакировки, при котором поверхность ручки покрывают черным лаком, а затем лаком другого цвета. Следующим этапом становится полировка, причем таким образом, чтобы из-под верхнего слоя лака местами проступал черный лак. Вариантов исполнения этой техники очень много, в том числе и с использованием ткани.
|