Япония – это страна, где родились первые регулярные
высокоскоростные железнодорожные пассажирские перевозки. Имя этим поездам –
синкансэн, что по-японски означает «новая магистраль». Система синкасэн была
разработана почти полвека назад и в настоящее время охватывает все основные
маршруты в Японии.
Наверное, Вас не удивит, что центром сети синкансэн
является Токио, столица Японии. Ведь именно отсюда расходятся линии синкансэн
во все уголки Японии. Железнодорожные линии синкансэн идут на север и на запад
от Токио (см. схему). Несмотря на то, что существующая система зарекомендовала
себя с лучшей стороны на протяжении всего этого времени, постоянно ведутся
разработки новых типов подвижного состава и улучшения транспортной
инфраструктуры, что по-прежнему сохраняет за Японией статус ведущей державы в
области скоростных железнодорожных пассажирских перевозок.
История проекта
синкансэн. Первая
линия поездов синкансэн, произведших революцию в железнодорожных перевозках,
была запущена в октябре 1964 года. Поезда курсировали между Токио и Осакой. Первоначально
скорость движения составов доходила до 200 км/ч, но впоследствии постоянно
увеличивалась, благодаря улучшениям в инфраструктуре, техническом обслуживании,
системах передачи данных.
Второе поколение синкансэн было введено в эксплуатацию
между станциями Син-Осака и Окаяма в 1972 году. Три года спустя эту линию
продлили до станции Хаката. Дальнейшие улучшения инфраструктуры железной дороги
позволили увеличить рабочую скорость до 220 км/ч.
Первые «северные» линии синкансэн начали работу в 1982
году. Ими стали Тохоку Синкансэн (из Токио до Мориока) и Дзёэцу Синкансэн (из
Токио до Ниигата). А с появлением таких линий, как Ямагата Синкансэн (между
Фукусима и Ямагата), Акита Синкансэн (между Мориока и Акита) и Хокурику
Синкансэн (между Такасаки и Нагано), транспортная сеть высокоскоростных
железных дорог в северной части острова Хонсю стала достаточно разветвленной.
Ифраструктура. Функционирование такой интенсивно
загруженной, высокоскоростной железной дороги создает огромную нагрузку на
инфраструктуру, в результате чего около трети всех издержек приходится на
техническое обслуживание подвижного состава, путей и т.д.
Железнодорожное полотно, как правило, состоит из
стандартных стальных рельсов, уложенных на железобетонные шпалы. Однако, на тех
линиях, где работает самый скоростной подвижной состав, используются отдельные
специальные пути в целях избежания аварийных ситуаций с более медленными
поездами.
Синкансэн имеет два типа колеи – шириной 1 067мм и 1
435мм, что не позволяет быть системе целостной. Несмотря на это, планируется
расширение узкоколейных линий до стандарта 1 435мм, что позволит объединить
систему синкансэн. Например, компания JR East провела реконструкцию линии
Ямагата-Синдзё в декабре 1999 года.
Железнодорожные перегоны гораздо длиннее чем где бы то ни
было, это связанно с большой скоростью поездов синкансэн. Поэтому передача
данных и системы связи здесь очень важны.
Постоянная система синхронизации отправлений помогает
поддерживать высокий уровень надежности, но даже в экстренных случаях у
поездной бригады есть постоянная связь с ближайшим диспетчерским центром.
Информационные системы на новых сериях поездов синкансэн
зарекомендовали себя с более надежной стороны, чем предыдущие, за счет гораздо
меньшей длины соединительных кабелей.
Подвижной состав. На маршруты синкансэн выходят три
основных серии поездов. Самая быстрый и современный тип поездов – Нодзоми, в
частности серия под кодовой цифрой 500, которая отличается эффектным дизайном. Этот
тип поездов отличает длинный обтекаемой формы 15-метровый нос головного вагона,
придающий ему выдающиеся аэродинамические характеристики и впечатляющий вид. В
кабине машинистов есть куполообразный выступ, обеспечивающий превосходный
передний обзор.
Серия 500 может также гордиться инновационным дизайном
токоприемников, которые выполнены в форме крыла, что уменьшает сопротивление
воздуха на больших скоростях. Кроме того, такими поездами очень удобно
управлять, так как все средства управления сгруппированы в соответствии со
своими функциями. Хорошая шумоизоляция позволяет не ощущать скорости внутри
поезда и снижает внешние шумы (свист ветра и т.д.) до минимума.
Если Вам интересна подробная статистическая информация о
линиях синкансэн, подвижном составе, рекордах скорости, то Вы легко можете
найти эти и многие другие данные в Интернете, например, вот статья о синкансэн
на Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Синкансэн.
|